Тем не менее, судя по происходящему, глава Самарканда застройщикам не указ…
Хоким признал, что в последнее время в СМИ публикуется множество критических материалов по поводу ведущихся в Самарканде строительных работ, наносящих невосполнимый ущерб наследию древнего культурного центра (об этом здесь, здесь и здесь), и сообщил, что городу требуется новый генеральный план, чтобы избежать негативных последствий застройки, а также в целях сохранения памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО (а иначе чем привлечь туристов?).
Для этого уже создана рабочая группа, которой поручено разработать генплан как минимум на ближайшие шестнадцать лет, и в дальнейшем работы будут вестись в соответствии с ним. Действующий же ныне план, по словам представителей Самаркандского государственного архитектурно-строительного института, был актуален в период с 1990-го по 2005-й год.
Премьер - с инспекцией, строители - на вахте
23 июня, после массового возмущения в соцсетях по поводу происходящих сносов, Самарканд посетил премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Изучив места ведущихся строительных работ в исторической части города, он выявил немало нарушений (в прессе сообщалось о 27 эпизодах, зафиксированных местной Инспекцией по охране памятников) и поручил «принять самые жесткие меры» к нарушителям, обеспечив в дальнейшем «соблюдение законодательства и международных документов в ходе любых строительных и благоустроительных работ».
При этом те, кто следил за судьбой «передислокации» здания известного Кауфманского приюта в Ташкенте, прекрасно понимают, что обещания премьера «сохранить историю» совсем не обязательно согласуются с реальными делами (об этом здесь и здесь).
Хоким Самарканда Фуркат Рахимов
Несмотря на успокоительные заявления руководства Самарканда о «прекращении строительных работ до конца 2018 года», застройщики даже не думают сворачивать свою доходную деятельность. Например, самаркандец Алексей Улько в подтверждение этого 25 июня выложил в интернет видеосюжет о продолжающейся строительной активности. «Пока что ничего не остановили, все стройки работают, как работали», - высказался по данному поводу один из интернет-комментаторов.
Народ не безмолвствует
В последние полтора десятка лет в Узбекистане варвары без опознавательных знаков безнаказанно разрушают и сносят исторические достопримечательности, попутно вырубая и выкорчевывая многолетние деревья. Но сейчас, в отличие от прошлых лет, народ уже не молчит.
В первую неделю июня узбекистанцев, не равнодушных к историческому наследию своей страны, всколыхнуло известие о новом нашествии разрушителей – речь идет о сносах полуторавековых зданий в старой части Самарканда. Об этом 7 июня на своей странице в Фейсбуке написал Мурат Сарсенов: «Разрушают дореволюционный Самарканд. Прямо сейчас. Комитет по охране памятников и Минкульт бездействуют, ЮНЕСКО не может повлиять. Сотрудники ОВД и хокимията открещиваются, не хотят обращать внимания. (…) Очень узнаваемая архитектура, которая украшает облик города последние 150 лет. Сегодня, прямо сейчас, мы разрушаем это наследие и не хотим остановить вандализм и варварство, о котором с нас спросят будущие поколения…».
Далее информация молниеносно распространилась по социальным сетям и созданным в них группам, была растиражирована практически всеми СМИ. Национальная интернет-площадка для дискуссий «Mening fikrim» даже опубликовала петицию против сноса зданий в исторической части Самарканда, которую на данный момент подписало более двух тысяч человек.
Главной причиной творящегося вандализма в отношении архитектурных памятников пользователи считают масштабную коррупцию и алчность чиновников. Эмоции зашкаливают: «Как можно развивать туризм, если на деле Шахрисабз скоро исключат из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, а Самарканд уже сейчас может стать кандидатом на исключение?!» (из-за утраты их культурной самобытности – ред.). Это лишь один из многочисленных комментариев по теме, но он отражает мнение очень многих узбекистанцев.
«Душа болит за Самарканд... SOS!!! (…) Тревогу, что в Самарканде сносятся здания, дома, находящиеся в охранной зоне исторической ответственности, первыми забили сами жители, затем появились публикации в СМИ. Сообщалось, что под бульдозер пущен ряд домов, и на их месте компания-застройщик Max Real Stroy Invest собирается построить 7-этажный многоквартирный дом, и что якобы, уже даже объявлено о продаже квартир в этом ещё не построенном доме…», - говорится в другом высказывании.
Как стало известно, в Самарканд выехала из Ташкента группа журналистов и гражданских активистов - Мурат Сарсенов, Ирина Матвиенко, Гульжамал Милибаева, Дарья Солод, Рустам Хусанов, чтобы на месте ознакомиться со сложившейся ситуацией. Оттуда они привезли много документов: видеоматериалы уже снесённых домов в европейской части города, на месте которых вырыты котлованы, отсканированную переписку с разного рода «инстанциями», записи разговоров с растерянными жителями, пытающимися отстоять свою собственность и достучаться до исполнительной власти, забавное интервью с представителем компании-застройщика Max Real Stroy Invest…
Сотрудник последней на замечание журналистов о необходимости сохранения объектов, представляющих культурную ценность, цинично заявил, что «нужно открывать новые страницы, а не стоять на месте». А заместитель хокима области по вопросам развития промышленности, капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства Уткир Абдуллаев просто стал от них убегать (есть такое видео), поскольку не пожелал отвечать на вопрос, на каком основании застройщику выданы разрешительные документы на возведение семиэтажного здания в охраняемой части города. «Куда легче снести то, что век простояло, и на лакомом кусочке земли в центре города возвести очередную многоэтажку, как символ нового времени», - возмущаются гражданские активисты.
Еще деталь: ташкентскому «десанту» удалось встретиться с начальником Госинспекции по охране и использованию памятников истории и культуры Самаркандской и Джизакской областей Майсарой Набераевой. В видеоинтервью она говорит о нарушении со стороны застройщика целого ряда законодательных актов и Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. На текущий момент, по ее словам, в Самарканде выявлено 27 случаев незаконного строительства объектов, касающихся сферы охраны и использования памятников, из них 6 - с грубейшими нарушениями. Более того, в письме в хокимият Самаркандской области от 23 мая инспекция уведомила об обнаружении 83 объектов материально-культурного наследия, захваченных физическими и юридическими лицами, рассказывалось о том, что дополнительные строительные работы наносят вред интересам государства. В городе идет массовая застройка, которая грозит ему потерей исторического облика. Однако на исполнительную власть – то есть на главу Самарканда Фурката Рахимова, всё это не произвело ни малейшего впечатления.
Лгут и изворачиваются
Вопиющую ситуацию, сложившуюся вокруг сноса дореволюционных зданий в «русской» части Самарканда (видео об этом здесь), была вынуждена комментировать сама городская администрация. Высказывания «отцов города» оказались очень забавными (тут полный текст): «В ходе обсуждения выяснилось, что (…) жилое здание по вышеуказанному адресу было согласованно снесено жителями данного жилого дома в целях постройки на его месте нового многоквартирного жилья».
Далее сотрудники горадминистрации начали ссылаться на имеющееся у них заключение специальной комиссии хокимията Самаркандской области, где якобы «основной причиной сноса жилья послужили ветхость и аварийное состояние жилого дома, построенного в начале 1900-х годов из сырцового кирпича».
По их утверждениям, решением хокима Самарканда от 20 сентября 2017 года за № 1665-К было выдано разрешение на постройку многоквартирного жилого дома по данному адресу за счёт средств строительной организации ООО Max Real Stroy Invest.
А затем начинается самое интересное. Оказывается, «по проекту строительства многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу было получено положительное заключение ГУП «Тошкентбошплан ЛИТИ» («Ташнипигенплан»), являющегося главным проектировщиком генерального плана города Самарканда, № ОГП-3474 от 2 октября 2017 года». Имеется «также коллегиальное заключение градостроительного совета при областном Главном управлении архитектуры и строительства, на основании чего Самаркандским городским отделом архитектуры и строительства разработано архитектурно-планировочное задание (АПЗ) за №341/4 от 21 ноября 2017 года».
Словом, гласит комментарий официальных лиц, в котором по пунктам перечисляются разного рода подписанные бумаги, «вся требуемая разрешительная документация на ведение строительных работ по данному объекту оформлена в установленном порядке».
«В письме [начальника] межрегиональной инспекции Главного научно-производственного управления по охране и эксплуатации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан от 8 ноября 2017 года № 638 (организация - член Градостроительного совета), адресованном на имя хокима и главного архитектора города Самарканда, где поадресно приведены ряд зданий и сооружений, внесенных в список охраняемых объектов на территории проектируемого строительства, не указано, что здание по адресу: ул. Мироншох Мирзо, 19, является историческим памятником культурного наследия», - резюмируют чиновники.
По их мнению, «фотоснимки здания, приведенные в материале интернет-сайта Ctzn.uz, являются фотоотражением зданий неизвестного адреса».
Однако при этом городские хозяйственники почему-то запамятовали о предписании прекратить строительные работы (в связи с тем, что снесенное здание как раз и находилось в списке охраняемых объектов культурного наследия) от 5 июня текущего года за подписью технического надзирателя межрегиональной инспекции Главного научно-производственного управления по охране и эксплуатации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан Ж. Бобобекова...