Ахмадийцы и такфириты: еретики и фашисты ислама

Суббота, 15 Октября 2016

В конце 2015 года в Ошской области Киргизии был убит один из руководителей религиозной общины «Ахмадия» 37-летний Юнусжан Абдужалилов. Убийц вскоре удалось найти - ими оказались члены террористической организации, союзной «ИГ», приверженцы такфиризма – радикальной идеологии, оправдывающей истребление всех немусульман и «неправильных» мусульман. О подробностях этой истории, а также о том, что представляют собой вышеназванные течения, в той или иной степени распространенные в Кыргызской Республике, читайте в нашем материале.

Кровавые события в селе Кашкар-Кыштак

Последователей «Ахмадии» в Киргизии, мягко говоря, недолюбливают. Правоверные мусульмане и представители исламского духовенства полагают, что они неправомерно отождествляют себя с исламом, чем вносят в эту религию раскол. В то же время сами по себе ахмадийцы безобидны, придерживаются принципа непротивления злу насилием и выступают против терроризма. Поэтому вплоть до недавнего времени в республике их хоть и считали сектантами, но не трогали. Однако в 2015 году появились люди, которые решили в буквальном смысле начать их отстрел.

Ареной кровавых событий стало село Кашкар-Кыштак в Кара-Сууйском районе Ошской области. Село это довольно большое - в нем проживают 35 тысяч человек, в том числе сравнительно много ахмадийцев – примерно две сотни, что составляет пятую часть от их общего количества в республике (около тысячи). Следует уточнить, что Кашкар-Кыштак находится на юге страны, где много этнических узбеков и уйгуров (на их языках название села звучит как Кашгар-Кишлак, то есть, когда-то оно было поселением выходцев из Кашгара), которые, как отмечают эксперты, более религиозны, чем киргизы. Состав самого сообщества «Ахмадия» интернационален, а его члены в равных пропорциях распределяются по южной и северной частям республики.

Террорист Абу Салох (Сироджидин Мухтаров)

Террорист Абу Салох (Сироджидин Мухтаров)

Первое террористическое нападение на последователей этого течения в Кашкар-Кыштаке произошло за несколько месяцев до убийства Абдуджалилова. Его жертвой должен был стать глава ахмадийской общины Ошской области Улукбек Турдахунов. Покушение на него было совершено в ночь с 17 на 18 сентября 2015 года.

Как рассказал впоследствии сам Турдахунов, в два часа ночи его разбудила жена, услышавшая, что кто-то открыл ворота их дома. Супруги выглянули в окно и увидели, что во двор входят четверо в черных масках. Женщина сразу поняла, в чем дело - схватила на руки ребенка и бросилась к ним навстречу, надеясь их остановить. Те ударили её по голове, она упала.

Затем бандиты занялись тем, за кем пришли. Сначала Турдахунова ударили отрезком арматуры. Он подставил ногу, от боли упал. После этого нападающие нанесли ему четыре удара ножом в грудь. Возможно, по неопытности - били-то лежащего, - ни одного смертельного удара нанести не смогли. Но Турдахунов всё равно выжил едва лишь чудом: врачи из реанимации потом сказали, что он потерял три литра крови.

Улукбек Турдахунов

Улукбек Турдахунов

Расследование дела приняло неожиданный оборот - первым делом под подозрение попали сами же представители «Ахмадии». Версия киргизских сыщиков была такова: Турдахунов решил выйти из неё, за что бывшие сподвижники и решили с ним разделаться. Судя по всему, эта версия была единственной. Когда он пришел в себя и дал показания о том, что не собирался никуда выходить, следствие забуксовало. Рассказы потерпевшего о том, что ему и его сыновьям неоднократно грозили по телефону, причем по мотивам религиозной ненависти - «скоро начнется джихад, и мы вас всех перережем» - местную милицию ни на какие мысли почему-то не навели. Расследование затянулось и, скорее всего, перешло бы в разряд «висяков», если бы не покушение на другого ахмадийца - генерального секретаря в комитете управления общины Юнусжана Абдужалилова.

Несмотря на «громкое» название его должности, у ахмадийцев она чисто техническая. Абдужалилов тоже был скромным человеком: работал в местной школе учителем, а в свободное время, чтобы прокормить четырех детей, клал соседям печи. Было ему, как и Улукбеку Турдахунову, 37 лет.

Покушение произошло морозным вечером 22 декабря. Абдужалилов вышел на улицу подышать свежим воздухом и перекинуться парой слов с соседом. В этот момент возле дома притормозила машина, из которой раздались пистолетные выстрелы. Метили в учителя - выпустили в него 12 пуль, 9 попали в цель. Он скончался по дороге в больницу.

Убийцы-джихадисты

На сей раз убийц схватили быстро. Киргизские СМИ с удовлетворением отметили профессионализм и оперативность местной милиции. Ложку дегтя в, возможно вполне оправданный поток похвал в её адрес, внёс только один из лидеров ахмадийской общины республики Таалайбек Осмонов.

«Знаете, как схватили наводчика-организатора убийства Юнуса? - сказал он в своем интервью изданию «Дело №». - Он на другой день сам стал хвастаться: «Слышали, вчера убили одного неверного - ахмадийца? Теперь его нельзя на кладбище хоронить». Было запланировано вызвать у людей панику, посеять новую смуту. Но простые люди возмутились: «Какое ты право имеешь оставлять четырёх детей сиротами? Кто ты такой? Ты сам кафир!»

Так или иначе, но уже на следующий день после теракта, 23 декабря, милиция задержала двух первых подозреваемых. Одним из них оказался упомянутый наводчик-организатор, 29 лет от роду, другим – 22-летний участник нападения. Оба - жители всё того же Кашкар-Кыштака.

В ходе допроса они сдали соучастников – рассказали о съемной квартире в Джалал-Абаде, где те скрывались. 24 декабря милиция ворвалась в неё и арестовала четверых подозреваемых в возрасте от 21 до 30 лет. Примечательно, что двое из них были гражданами Узбекистана - один из города Акташ в Самаркандской области, другой - из Чиназского района Ташкентской области. В квартире был обнаружен солидный арсенал оружия: автомат Калашникова, пистолет Макарова и наган, а также более 300 патронов.

В ту же ночь милиция взяла еще двоих: 26-летнего жителя Оша, который по версии следствия стрелял в Абдужалилова, и 21-летнего жителя города Кара-Суу. Цепочка потянулась дальше, в результате чего в СИЗО оказались в общей сложности 16 человек. Двое из них признались в нападении на Улукбека Турдахунова. Тогда-то милиционеры и отчитались о полном раскрытии этого преступления.

Выяснилось, что арестованные являются членами террористической группировки «Жаннат ошиклари», название которой переводится с узбекского как «Влюбленные в рай». Она состоит в основном из этнических узбеков-жителей южных областей Киргизии, а также выходцев из Восточного Туркестана, уехавших на «джихад» в Сирию. Как оказалось, двое из задержанных тоже успели повоевать в этой стране. Именно по указанию своего так называемого «амира» они готовились уничтожить руководителей «Ахмадии» в Кашгар-Кыштаке. Для этого и предназначался арсенал оружия, найденный в Джалал-Абаде.

Такфиритские группы в КР

Как сообщили киргизские спецслужбы, «Жаннат ошиклари» - это подразделение известного объединения «Джебхат ан-Нусра», до недавних пор официально входившего в «Аль-Каиду», но фактически обладавшего самостоятельностью и собственным руководством. Группа также известна также под названием «Джамаат Таухид валь-Джихад» (ТВД), что по-арабски означает «Единобожие и джихад» (неясно, имеет ли она отношение к одноименной арабской группировке). И если в Сирии «Аль-Каида» и «ИГ» являются соперниками, то в Киргизии между подпольными ячейками этих организаций нет никаких заметных противоречий.

Мы уже писали об одной из таких групп - «Жайшуль Махди» («Воины Махди» или «Армия праведного правителя»), состоявшей из этнических киргизов, вдохновлявшихся идеями Александра Тихомирова (Саида Бурятского) и тоже совершавших убийства и теракты. В очередной раз о ней вспомнили осенью 2015 года, когда в Киргизии в ночь с 11 на 12 октября из исправительной колонии сбежали девять опасных преступников, убив трех сотрудников Госслужбы исполнения наказаний и одного тяжело ранив. Как минимум, четверо из сбежавших были членами «Жайшуль Махди». Сложно точно сказать, относилась ли она к такфиритским, ибо убивать людей исламские фанатики могут под разными идеологическими «соусами», однако, по мнению известного киргизского теолога Кадыра Маликова, она имела радикальный взгляд такфиритско-салафитского толка в суннитском течении ислама.

В том же 2015 году в Бишкеке заявила о себе террористическая группа, которую МВД республики официально назвало «такфиристской», поскольку в своей идеологии та ориентировалась на «ИГ». События начали разворачиваться 25 июня, когда примерно в 9 часов вечера в центре города сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) попытались задержать «двух мужчин 25-35 лет. Но один из них пригрозил спецслужбистам ручной гранатой, а другой выстрелил в воздух, после чего обоим удалось скрыться.

Позже СМИ сообщили, что молодые люди - 24-летний Альберт Абхин и 27-летний Жанболот Амиров - являлись гражданами Казахстана и несостоявшимися джихадистами. Ранее они сбежали из мест заключения, после чего вокруг них сформировалась группировка, руководителем которой стал Амиров. Поиски беглецов увенчались частичным успехом 1 июля - в ходе оперативно-розыскных мероприятий Альберт Абхин был обнаружен в одном из жилых массивов Бишкека. Однако сдаваться правоохранителям он не стал, а «совершил самоподрыв с использованием неизвестного взрывного устройства».

Розыск второго экстремиста завершился 16 июля двумя новыми спецоперациями, проведенными в Бишкеке и в районе ГЭС-5 в селе Лебединовка под Бишкеком. Амиров и члены его группы оказали ожесточенное сопротивление. В результате в Лебединовке были ликвидированы двое боевиков, в Бишкеке - четверо. Ранения получили и четверо оперативников. Среди убитых оказался и сам главарь группировки.

По сообщению ГКНБ, спецоперации были проведены весьма своевременно - на следующий день, 17 июля, во время празднования Ураза-байрама террористы готовили серию террористических акций в Бишкеке. Они также планировали совершить нападение на ряд финансовых учреждений и российскую авиабазу в Канте, а вдобавок – убить эксперта и богослова Кадыра Маликова. Подробнее о группе Амирова рассказывается здесь.

Альберт Абхин и Жанболат Амиров

Альберт Абхин и Жанболат Амиров

Какого-либо конкретного названия у неё, судя по всему не было. СМИ ограничились только краткой информацией о том, что она связана с «ИГ» и «является такфиритской». То есть, была создана или состояла из исламистов, придерживающихся наиболее крайних взглядов, настолько нетерпимых, что даже салафитов они не считают достаточно строгими мусульманами. Самыми известными представителями этого течения в регионе, по словам Маликова, являются члены «Исламского движения Узбекистана».

Примечательно, что группировки, действующие в Киргизии, несколько разнятся по этническому признаку. В «Жаннат ошиклари» входят, в основном, узбеки и уйгуры, в «Жайшуль Магди» - киргизы, в группе убитого Амирова состояли казахи и киргизы. Но все они прекрасно ладят между собой, когда дело касается убийств безвинных людей.

Проповедники истребления

Такфиризм заслуживает отдельного обстоятельного разговора. Это относительно новая радикальная исламская идеология, обвиняющая в неверии (такфире), отходе от ислама, других мусульман, причем, не только отдельных людей, но целые мусульманские общины и даже государства, в отношении которых, по мнению обвинителей, оправданы любые действия, включая насилие и убийства. Подобной трактовки ислама придерживается, в частности, «ИГ», обосновывая этим тотальное уничтожение шиитов, «неправильных» мусульман-суннитов, а также представителей всех остальных религий.

Свое начало данное течение берёт в далеком 657 году, когда от основной части мусульман впервые откололась группа несогласных. 12 тысяч воинов остались недовольны решением четвертого халифа Али ибн Абу Талиба заключить перемирие в войне, и ушли в Басру, где организовали свою базу. Эту группу стали называть хариджитами (покинувшими).

Хариджиты прославились своей непримиримостью - для достижения своих целей они широко практиковали мятежи и политические убийства. В частности, ими был убит и сам халиф Али. Первая организация такфиритов в новейшей истории – «Ат-Такфир ва аль-Хиджра» - из-за схожести с этим течением была прозвана СМИ «хариджитами XX века».

Современная версия такфиризма зародилась в Египте. Его основоположником считается журналист и литератор Саид аль-Кутб. В 1949-1951 годах он побывал в США и был возмущен царящими там вольными нравами, после чего выплеснул это возмущение на страницы своих сочинений. В 1950 году, после смерти создателя религиозно-политической ассоциации «Братья мусульмане» Хасана аль-Банны, он стал её идеологом. Сама ассоциация была образована в 1928 году в Египте и позиционировалась как «научное и культурное общество, хозяйственная компания и социальная идея». К концу Второй мировой войны в ее рядах состояло уже полмиллиона человек, она имела отделения в Сирии, Палестине и Ираке. Но большинство членов ассоциации проживали в Египте, а её штаб-квартира находилась в Каире.

В 1960-х «братья мусульмане» оказались в глубокой конфронтации с египетскими властями. Саид аль-Кутб вместе со своими единомышленниками был арестован и, по ложным обвинениям в руководстве заговором с целью убийства президента Египта Гамаля Абдель Насера и других высших должностных лиц, казнен. После его смерти молодежь из числа «Братьев-мусульман» стала придерживаться более радикального понимания книг аль-Кутба, и в начале 1970-х в Египте появилась первая организация такфиритов - «Ат-Такфир ва аль-Хиджра» («Обвинение в неверии и переселение»), руководителем которой стал студент-агроном Мустафа Шукри. Под переселением подразумевался переезд основателя ислама в 622 году из языческой тогда Мекки в Медину.

О взглядах Мустафы Шукри говорит уже то, что, согласно его учению, весь мир впал в джахилию (состояние невежества, предшествующее распространению ислама), конечно, кроме него самого и его последователей. Все представители традиционного ислама были объявлены им вероотступниками, муртадами, за что, в соответствии с нормами шариата, полагается только одно наказание - смерть.

Через некоторое время Шукри объявил кафиром бывшего министра по делам религий Мухаммада ад-Дахаби, устроил его похищение и убийство. После этого египетские спецслужбы занялись деятельностью его организации, и в 1978 году пять ее руководителей были казнены (в том числе сам Шукри), 400 человек арестованы. А такфиризм начал в том или ином виде расползаться по арабскому миру, и далее везде, становясь составной частью идеологии многих террористических организаций. В наше время его взяли на вооружение такие известные группировки, как «Аль-Каида», «Кавказский эмират», «Союз Исламского Джихада», «Исламское движение Узбекистана», «ИГ», «Боко Харам».

Следует уточнить, что в традиционном исламе такфиризм считается еретическим нововведением. В 2005 году по инициативе иорданского короля Абдаллы II более пяти сотен богословов и мусульманских политических лидеров из 84 стран подписали «Амманское послание», объявившее его «незаконным». Разумеется, подавляющее большинство мусульман не только не признали это решение, но даже о нем и не слышали, и многие из них тайно или явно сочувствуют такфиритским тезисам о том, что всех «неверных» или «неправильных» мусульман следует либо обратить в истинную веру, либо убить.

Как выявить такфирита

Как же отличить сторонника этого радикального течения от обычного правоверного мусульманина?

Киргизский богослов и эксперт по религиозным вопросам Кадыр Маликов посвятил этому вопросу целое исследование. По его словам, экстремисты, готовые к террору, нередко сбривают бороды, носят самую обычную одежду (в общем, ведут полностью светский образ жизни, маскируют свои взгляды). Но их можно опознать по речи и терминологии:

«Во время разговора они часто употребляют и раскидываются в отношении других мусульман следующими терминами и обвинениями: «кяфир» - неверный, «муртады» - вышедшие из ислама имамы, улемы, сотрудники правоохранительных органов, поддерживающие светские законы и власть, «тагут» - кяфирская власть или светское государство, «мушрик» - многобожник или даже мусульманин, который не придерживается их идеологии, «джахиль» - невежественный в Исламе, языческий. Представители данной идеологии (секты) считают себя истинными мусульманами (спасшимися) и остальных мусульман как минимум заблудшими».

Они также часто упоминают слова «джихад», «амалият», «мухаджир» - переселенец на пути Аллаха с территории неверия в исламскую страну, «муаскар» - лагерь для подготовки молодого бойца, «муаххид», или «саляф» - тот, кто придерживается Единобожия».

Другим признаком воинствующего такфирита Маликов называет готовность к объявлению джихада и ведению насильственных действий против властей и других мусульман. А также то, что человек, выступающий с такими заявлениями, начал активно заниматься боевыми видами спорта и интересоваться военным делом.

Третий признак – повышенная набожность по сравнению с другими мусульманами. Часто они отказываются от родственников и даже родителей, если те не совершают пятикратный намаз. Они легко выносят решения об убийстве других мусульман.

Четвертый - просмотр пропагандистских видеороликов о «джихаде», посещение посвященных этому сайтов. Вечерами такие люди уходят на «дарс» (урок в группу) и возвращаются агрессивными и замкнутыми. А среди их новых друзей могут появиться лица с криминальным прошлым, потому что такфириты нередко совершают разбойные нападения, прикрываясь такими понятиями как «амалият» (насильственный отъем денег для финансирования терроризма).

Маликов отмечает, что терминология подобного типа распространена внутри такфиритских группировок, но «использование этих терминов и действий с точки зрения шариата абсолютно запрещено». По его мнению, подобные группы представляют угрозу суннитскому исламу и, согласно шариату, должны жестко наказываться.

Он считает, что причиной появления в Киргизии этого сектантского течения стала «свободная интерпретация Корана без должных знаний», вопреки тому, что в исламе запрещено вырывать цитаты из Корана и сунны без сопоставления с другими текстами из них.

Кадыр Маликов

Кадыр Маликов

Статья Маликова была напечатана 27 июля 2015 года, и, по всей видимости, ускорила готовящееся на него покушение. Представители «ИГ» объявили его «муртадом» - «вышедшим из ислама» - и 26 ноября попытались убить. Двое фанатиков нанесли богослову многочисленные ножевые ранения и только по счастливой случайности он остался жив.

Ахмадийцы – мирная секта

Что касается ахмадийцев, то их верования прямо противоположны кровожадным устремлениям такфиритов. Сами члены «Ахмадийской мусульманской общины» («Джамаат аль-Ахмадийя аль-Исламийя») именуют себя мусульманами или мусульманами-ахмади. Эта религиозная община возникла в 1889 году в Пенджабе, в то время являвшемся частью Британской Индии. Ее основал Мирза Гулям Ахмад (1835-1908) из местечка Кадиан (вследствие чего их еще называют кадианитами), религиозный деятель и автор более 80 сочинений, включая толкования Корана.

В англоязычных источниках приводятся сведения о монгольско-тюркском происхождении Мирзы Гуляма. В 1530 году его предок Мирза Хади Бек из отюреченного монгольского племени барлас, будучи союзником Бабура, завоевателя Индии и основателя империи Великих Моголов, вместе со свитой в 200 человек, состоящей из его семьи, слуг и последователей, мигрировал из Кеша (ныне Шахрисабз) в индийский Пенджаб, где ими было основано поселение, известное сегодня под названием Кадиан (от слова Кази).

Сам Мирза Гулям Ахмад работал служащим в суде и был простым мусульманином-суннитом, но потом начал называть себя божественным реформатором, позже - обетованным Мессией и имамом Махди (в исламе это последний преемник пророка Мухаммеда, своего рода мессия, который появится перед концом света - AsiaTerra), вторым воплощением пророка Мухаммеда, а впоследствии - новым пророком, и в результате стал основателем религиозного направления, имеющего сегодня миллионы последователей.

В общих чертах идеология и воззрения ахмадийцев таковы. Они считают себя мусульманами-суннитами, придерживаются ханафитского мазхаба, совершают пятикратную молитву, выполняют все необходимые религиозные предписания, признают хадисы и сунну (поступки, привычки и практики Мухаммеда), а также веруют в то, что ислам является окончательной религией для всего человечества, поскольку представляет собою более полное и усовершенствованное вероучение, чем созданные ранее.

В то же время они полагают, что с течением времени эта религия утратила свою изначальную форму и Мирзе Гуляму было ниспослано новое, дополнительное откровение, чтобы с его помощью восстановить истинную сущность ислама, прекратить межрелигиозные войны, возродить нравственность, справедливость и мир, покончить с фанатизмом и освободить исконную веру от разного рода искажений и наслоений.

В соответствии с ахмадийским вероучением, основатели всех крупных религий действовали в направлении создания ислама в самом широком его смысле – им были дарованы божественные заповеди, соответствовавшие нуждам определенного времени и места. Поэтому они также считают пророками Заратустру, Кришну, Будду и Конфуция, которые, по их мнению, были частью божественной схемы развития религии. С приходом Мухаммеда она оказалась завершена, а полное распространение ислама должно наступить с приходом имама Махди, то есть Мирзы Гуляма. Коротко говоря, они практикуют хоть и искаженную, но мирную форму ислама, что чрезвычайно не нравится мусульманским ортодоксам.

Подобных моментов, вызывающих отторжение «обычных» мусульман, немало. Например, согласно учению ахмадийцев, Иисус Христос был распят, но остался жив, излечился от ран, бежал в Кашмир (Индия), жил там в течение 86 лет, умер и похоронен в Сринагаре, и больше не вернётся (то есть, его второго пришествия не будет), а обещанным мессией является не кто иной как Мирза Гулям Ахмад.

Согласно Википедии, ахмадийцы веруют, что когда мир наполняется беззаконием и безнравственностью, или когда последователи определенного религиозного закона искажают его, Бог посылает нового пророка для восстановления своей воли. Мусульмане-ахмади считают, что наука – это деятельность Бога, а религия – изучение слова божьего, и они не могут противоречить друг другу. Они признают теорию биологической эволюции, под руководством Бога. Они рассматривают Адама как первого человека с которым говорил Бог, и кому он открыл свою божественную волю, то есть, как первого пророка, а не как первого человека, вопреки верованиям иудейской, христианской и мусульманской религий.

Эти и другие моменты их учения противоречат основным постулатам исламской доктрины, и в первую очередь тому, что Мухаммед является последним из пророков, и любой, кто называет себя пророком после него, считается обманщиком. Последователи же Мирзы Гуляма Ахмада отвергают концепцию полной завершенности откровений Аллаха, и утверждают, что основатель их вероучения был новым пророком и посланником Бога.

Мирза Гулям Ахмад

Мирза Гулям Ахмад

Исламское духовенство не может признать это религиозное направление мусульманским, поскольку оно сильно отклонилось от ислама, и считает ахмадийцев еретиками, вышедшими из этой религии. Всемирная Исламская Лига, созданная в 1962 году по инициативе Саудовской Аравии (официальной госидеологией которой является ваххабизм – AsiaTerra), в 1974 году признала «Ахмадию» «течением, враждебным Исламу». А Совет исламской академии правоведения фикха при Организациии исламской Конференции, также созданной саудовцами, в ходе сессии, проходившей в Джидде, в Саудовской Аравии, в 1985 году, постановил, что «притязания Мирзы Гуляма Ахмада на пророчество, посланничество и получение откровения свыше (…) выводят его самого и всех остальных, кто с ним согласен, за рамки Ислама и ставят в один ряд с вероотступниками».

Преследования ахмадийцев

Последователи «Ахмадии» подвергаются преследованию во многих исламских странах, как санкционированному государством, так и несанкционированному. В частности, в Пакистане в 1974 году парламент принял закон, объявляющий их немусульманами, а в 1984-м тогдашний диктатор этой страны генерал Зия-уль-Хак в рамках проводимой им исламизации страны инициировал принятие поправок к Уголовному кодексу, фактически лишивших ахмадийцев права исповедовать или распространять свои убеждения.

Им было запрещено называть себя мусульманами, совершать богослужения вне принадлежащих им культовых зданий или молельных комнат, провозглашать исламский призыв к молитве (азан) и свидетельство мусульманина (шахаду), публично декламировать Коран, называть мечетями свои дома богослужения и пользоваться исламской терминологией, заниматься прозелитизмом, а также производить и распространять свои религиозные материалы. Нарушение этих установлений карается заключением на срок до трех лет.

Тысячи ахмадийцев подверглись аресту всего через несколько дней после принятия этих законодательных актов, открывших дорогу для их широкого преследования со стороны государства. В их паспортах записывается, что они не мусульмане. Более того, при подаче заявления на пакистанский паспорт, граждане этой страны должны заявить, что Мирза Гулям Ахмад был не пророком, а самозванцем, и его последователи не являются мусульманами. Слово «мусульманин» было стёрто даже с надгробия лауреата Нобелевской премии в области ядерной физики доктора Абду Салама, поскольку он был «мусульманином-ахмади».

В последнее время агрессивное давление на них усилилось в Индонезии. В феврале 2011 года, сотни исламских фанатиков окружили хозяйство ахмадийского сообщества и, несмотря на присутствие полиции, забили насмерть трех человек. Кадры их обнаженных тел позже были размещены в интернете. А в Бангладеш группировки местных фундаменталистов потребовали, чтобы члены «Ахмадии» были официально объявлены «неверными». По данным Amnesty International, некоторые из них даже были убиты. В 2004 году публикации последователей этого течения были запрещены.

При этом сами ахмадийцы – убеждённые пацифисты. Один из принципов их учения - ненависть должна удаляться любовью. Военный джихад для них был объявлен запретным, поскольку на ислам как на религию никто не нападает (исключение – только для самозащиты). Но и у них возникала необходимость учреждать военизированные организации: «Ахмадийскую милицию» в Индии и «Батальоны Фуркан» в Кашмире (последние - в 1948 году, по просьбе правительства Пакистана, они сражались против Индии в первой кашмирской войне и просуществовали до своего роспуска в 1950 году»).

С 1984 года штаб-квартира ахмадийской общины базируется в Великобритании, куда она была вынуждена переместиться после принятия серии вышеупомянутых законов в Пакистане. В период колониального владычества Англии в Индии (то есть до 1947 года) англичане покровительствовали членам «Ахмадии», всячески их поддерживали и назначали на руководящие посты. Один из тезисов ахмадийского вероучения того времени заключался в том, что преданность и даже готовность к самопожертвованию ради Британской империи является неотъемлемой частью веры, и каждый из них должен стремиться пожертвовать для неё своим имуществом, талантом и душой.

После обретения Индией независимости большая часть ахмадийцев, считавших себя полноправными мусульманами, эмигрировала в новосозданное государство – Пакистан, где в течение шести лет последователи этого направления играли важную роль в экономической и политической жизни страны, и занимали многие правительственные посты.

В 1953 году эта идиллия завершилась погромами – так называемыми «лахорскими событиями». Их спровоцировала политическая партия «Джамаат-э-Ислами», выдвинувшая ряд требований, в том числе об объявлении «Ахмадии» немусульманским течением, и пригрозившая «прямыми действиями» в случае их невыполнения. Нападения на членов общины начались 1-го февраля и были подавлены армией лишь через три с половиной месяца. За это время было убито около 200 ахмадийцев и 70 погромщиков.

Кстати, именно в Лахоре сравнительно недавно, 28 мая 2010, произошло нападение на две ахмадийские мечети. В итоге погибли 86 человек, более 100 получили ранения. Ответственность за теракты взяла на себя группировка «Техрик-е талибан-е Пенджаб» («Движение талибов Пенджаба»). Это неудивительно: исламисты регулярно обвиняют их в актах богохульства, и устраивают против них всевозможные провокации.

Ахмадийская община объединена и подчиняется духовному и административному главе – халифу. Нынешний халиф, пятый по счету, – Мирза Масрур Ахмад, – живет в Великобритании. Финансовую поддержку сообществу оказывают магнаты, которым принадлежат крупные бизнесы, в частности, известная чайная марка «Ahmad Tea».

Общая численность ахмадийцев неизвестна. Считается, что больше всего их проживает в Пакистане – около 2-5 миллионов человек. По их собственным утверждениям, ахмадийские общины присутствуют «в 204 странах и территориях мира с концентрацией в Южной Азии, Западной Африке, Восточной Азии и Индонезии». Независимые источники определяют их количество в 10-20 миллионов человек по всему миру.

Мешали «джихаду»

Но вернемся к началу нашей истории – террористическим нападениям в селе Кашкар-Кыштак. Выше уже говорилось, что убийцами учителя Абдужалилова оказались его односельчане, входящие в группировку «Жаннат Ошиклари». Ее создал в 2014 году гражданин Киргизии Сироджидин Мухтаров, не просто выходец из того же самого села: в течение четырех лет он даже негласно проповедовал в местной мечети.

Сейчас он воюет в Сирии под псевдонимом Абу Салох и с помощью соцсетей активно вербует жителей Киргизии - преимущественно этнических узбеков - на джихад. Агитация идет довольно успешно: только в 2014-2015 годах выявлено 35 жителей Ошской области, выехавших в Сирию и пополнивших ряды «Жаннат Ошиклари». В общей же сложности, по официальным данным, в эту страну отправились полторы сотни жителей Кара-Сууйского района, причем из села Кашкар-Кыштак - около четырех десятков человек.

По информации киргизских спецслужб, в Сирии группировка «Жаннат ошиклари» (она же «Таухид валь-Джихад») дислоцируется в провинции Алеппо. В середине 2015-го, её численность составляла 180-200 человек. Одна из ячеек группы была выявлена в феврале 2014 года в Оше. Шестеро её участников получили сроки от 8 до 12 лет. С декабря 2014-го по февраль 2015-го ошские спецслужбисты обезвредили ещё одну подпольную ячейку «Жаннат ошиклари», арестовав восьмерых её членов и их пособников, в том числе родного брата ее предводителя.

Начальник Ошского ОУВД Мурат Боронов рассказал журналистам, что, задержанные приехали, чтобы по приказу находящихся в Сирии членов группировки «Жаннат ошиклари» Сироджидина Мухтарова и Отабека Исмаилова, убить четырех руководителей общины «Ахмадия» и ограбить состоятельных предпринимателей. Во время следствия стало известно, что ахмадийцы отговаривали односельчан от поездки на войну на Ближний Восток.

«Вследствие происходящих в западных странах событий народы мира понимают ислам не как религию мира, а [как религию] войны, религию хаоса. (…) Собиравшимся уехать в Сирию гражданам мы объяснили, что ислам это религия мира, остановили их. Позднее за эти наши действия напали на меня, а друга Юнусжана убили», - рассказал Улукбек Турдахунов газете «Ачык Саясат плюс». По его словам, преступники собирались уничтожить его и трех других руководителей ахмадийского сообщества, рассуждая, что, мол, «во главе ахмадийцев стоят четверо, как только убьем их, остановятся другие».

В свою очередь Данияр Мурадилов, представитель Духовного управления мусульман Кыргызстана на вопрос издания «Дело №» о причине того, почему члены группировки ополчились на представителей ахмадийского сообщества, ответил, что последние, как он предполагает, каким-то образом мешали их «джихаду». «В вероучении ахмадитов вообще отсутствует это понятие. Что противоречит и тому «джихаду» (в кавычках), который ведёт ИГИЛ, и истинному джихаду, о котором говорит традиционный ислам. То есть, ахмадиты исповедуют пацифизм, доведённый до крайности», - сказал он.

Но дело, конечно, совсем не в этом. Две сотни человек ничему помешать не могут, особенно учитывая, что по количеству населения село Кашгар-Кыштак сравнимо с небольшим городом, и всё оно, по словам Таалайбека Осмонова, пронизано какими-то подозрительными связями, - где находятся тысячи человек, никто не знает. Основная причина нападений - идеологическая, и заключается она в исламистско-такфиритском терроре, направленном против этого религиозного меньшинства.

По информации ошской милиции, ахмадийцев неоднократно осуждали и оскорбляли, особенно местные салафиты. А газета «Ачык Саясат плюс» даже писала, что граждане с нейтральными взглядами села Кашкар-Кыштак Кара-Суйского района Ошской области обратились в редакцию газеты «Эл деми» и сообщили, что в указанном сельском округе имеет место непримиримость религиозного характера. По их словам, представители духовенства выступают против представителей «Ахмадии», обвиняют их в раскольничестве, разделении народа, призывают не торговать с ними, а также стремятся запретить выдавать им землю под могилы на мусульманском кладбище в случае смерти членов этого течения.

В «смягченном» варианте дискриминация ахмадийцев в Киргизии происходит и на государственном уровне. Так, несмотря на то, что ахмадийская община еще в начале 1990-х зарегистрирована в качестве юридического лица, она до сих пор не может получить разрешение на ведение религиозной деятельности из-за противодействия Госкомиссии по делам религий и муфтията КР, хотя ни экстремистской, ни, тем более террористической, ее никто не признавал, и, соответственно, не запрещал. Конечно, до введения антиахмадийских законов по пакистанскому образцу в Киргизии пока далеко, но подобное отношение тоже можно расценивать как своеобразный тревожный звонок.


Соб. инф.