Местная пресса, ссылаясь на информационную службу Сената, сообщала, что данным законом вносятся изменения в Конституцию, законы «О государственной власти на местах», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» и другие акты законодательства, предусматривающие создание районных кенгашей в столице путем проведения выборов в них в первое воскресенье третьей декады декабря 2017 года.
Несмотря на важность такого события, подготовка и организация выборов, вероятно, проходили в обстановке строгой секретности. Посудите сами.
Выдвижение кандидатов от всех четырех партий Узбекистана и их регистрация завершились 22 ноября. Все принимающие участие в выборах политические партии и органы самоуправления граждан выдвинули по одному кандидату в 330 избирательных округах, организованных в 11 районах Ташкента, сообщает «Подробно.уз».
С этого периода, по идее, началась борьба за голоса избирателей, и кандидатам было выделено бесплатное эфирное время на телеканале «Тошкент», а также бесплатные площади на страницах газет «Вечерний Ташкент» и «Тошкент окшоми».
Однако в городе вы не увидите ни одного баннера какой-либо партии, никаких портретов кандидатов, никаких программ. Да что программы! Даже списков кандидатов нигде нет.
Списка кандидатов нет не только на сайтах Центральной Избирательной комиссии или Ташкентского хокимията, но даже и на сайтах самих партий.
Вероятно, списки публиковались в вышеупомянутых газетах, но тираж их бумажных версий настолько мизерный, что не всем он достался. В целом, информация о проходящей подготовке подается, по выражению Ломоносова, исключительно «высоким штилем»:
Вечерний Ташкент
Сайт ЦИК дал информацию о выборах пока только на русском языке, и то это предвыборные программ партий, но никак не список избирателей. Обе версии сайта на узбекском языке (на латинице и на кириллице) и вовсе молчат о грядущем событии.
УзЛиДеП (либерально-демократическая партия Узбекистана – AsiaTerra) активно отчитывается о встречах своих кандидатов с избирателями, но списка своих кандидатов не вывешивает. Да-да, кандидаты встречаются с избирателями, но в те часы, когда основная масса избирателей на работе.
Другие партии, а именно НДПУ, Миллий Тикланиш («Национальное возрождение»), Адолат («Справедливость»), придерживаются такой же стратегии: изложена программа партии на неопределенный срок и наполненной исключительно благими намерениями, даются отрывочные сведения о встречах с избирателями. Но со списками кандидатов, с их биографией и трудовым путем ознакомиться практически негде.
Небольшие скромные голубые вывески с датой и названием выборов стали появляться в ноябре исключительно на избирательных участках.
На прошлой неделе по квартирам разносили пригласительные. Люди в шоке: «Что за выборы? Где кандидаты? Каковы их программы?»
«Сегодня принесли два карманных календаря. Вроде, кандидаты в депутаты. Кто это? Зачем идут в депутаты? Только у меня возникают такие вопросы: действительно ли эти люди хотят что-то сделать для нас, своих избирателей? Какие законы они хотят продвигать, чтобы мы, избиратели, могли им доверить своё благосостояние, благополучие. Или они идут в депутаты, чтобы улучшить своё благополучие? Где встречи с избирателями? Где программа?», - задается вопросами один из жителей Ташкента в сети Фейсбук.
Или вот еще. Кандидат от Народно-Демократической партии (бывшей коммунистической – AsiaTerra) Бобур Жонибеков, опять же на Фейсбуке, в группе «Халк билан диалог/ Диалог с народом» призывает жителей активно участвовать на выборах. А его спрашивают: «А вы, извините, вообще, кто? Что вы сделали для народа, и какова ваша программа?»
Хотя некоторые кандидаты или их доверенные лица и вывешивают свои программы тут же в комментариях, радости от них мало. Программы представляют обычный джентльменский набор любого кандидата от любой узбекской партии: тут вам и всяческое содействие экономическим и социальным реформам, и борьба за верховенство права, и стремление сделать жизнь народа еще легче и еще краше… Ни одна сфера жизни не остается вне внимания будущих депутатов: обещают охватить и медицинское обслуживание, и образование, и бизнес, и создание рабочих мест….
На фото: программа депутата от партии УзЛиДеП Сабирджана Ахунджанова (в узбекском написании Собиржона Ахунжонова – ред.), директора ЧП с говорящим названием «Carpediem» (в переводе с латинского означает «лови день», или на современный лад: «лови момент»).
Программа депутата
Очевидно, что такие декларативные программы с общими фразами совершенно не отвечают чаяниям жителей столицы, уставших от неурядиц жизни, плохих дорог, отсутствия нормального отопления, сносов жилых домов и знаковых общественных строений, неуправляемого строительства и перестроек, роста цен на продовольствие, на топливо, на услуги ЖКХ… Помогут ли решить эти проблемы новые кенгаши депутатов? Вопрос исключительно риторический.