Узбекский писатель-диссидент, задержанный в Ташкенте, освобожден, но уголовное дело против него не закрыто

Понедельник, 02 Октября 2017

Известный узбекский писатель-диссидент Нурулла Отахонов (творческий псевдоним - Нурулла Мухаммад Рауфхон), 27 сентября вернувшийся на родину из Турции, где он жил в течение последних двух лет, и по прилету арестованный и выведенный из здания аэропорта в наручниках, 1-го октября был освобожден из тюрьмы. Об этом на своей странице в Фейсбуке написал его сын Файзуллахон Отахонов.

По его словам, отца к дверям дома любезно доставил лично сам начальник Яшнабадского райуправления внутренних дел. С 27 сентября Нуруллу Отахонова содержали именно там, а затем перевели в ГУВД, последние же сутки он находился в следственном изоляторе Таштюрьмы.

Нурулла Отахонов

Нурулла Отахонов

В интервью, которое писатель дал узбекоязычному изданию Eltuz после своего освобождения из-под стражи, он говорит, что еще не может прийти в себя от переполняющей его радости и обещает позже выступить с отдельным заявлением по этому поводу. Он уверен, что во многом его освобождению способствовали бурные обсуждения, развернувшиеся в соцсетях.

Напомним, что этот неожиданный арест человека, добровольно возвратившегося на родину после призыва президента Шавката Мирзиёева к покинувшим в разные годы страну соотечественникам с просьбой вернуться назад, стал одной из самых обсуждаемых новостей последней недели.

На брифинге, состоявшемся 28 сентября в ГУВД, начальник следственного управления Даниёр Ташходжаев, тот самый, что оправдывал массовые конфискации квартир у жителей Ташкента, заявил, что писателю Нурулле Отахонову с 11 мая текущего года заочно инкриминировалась статья 159, часть 1, УК РУз («Посягательство на конституционный строй») с заведением уголовного дела (это одна из самых страшных статей УК Узбекистана, по которой обычно обвиняют террористов и экстремистов, после чего сажают их на 12-18 лет - AsiaTerra). Его также обвиняли по статье 2441, часть 3, пункт «г» («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»).

По сообщению информагентства Sputnik, ссылающегося на ГУВД Ташкента, «информация о причастности писателя к террористической деятельности не подтвердилась, поэтому отменена мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако расследование по этому делу продолжается».

При этом очевидно, что, с учетом известных обстоятельств, его освобождение не могло состояться без особого распоряжения с самого «верха».

Два года назад Рауфхон выпустил книгу под названием «Бу кунлар» («Эти дни»), в которой подверг жесткой критике убогое развитие Узбекистана в годы правления президента Ислама Каримова. Однако он, видимо, и сам не ожидал, что после выхода романа окажется в черном списке неугодных лиц. Книгу, соответственно, тоже внесли в список запрещенной в стране литературы.

Дошло до того, что в минувшем году заместитель имам-хатыба соборной мечети «Уйгур» в Андижане опубликовал в интернете статью против книги «Бу кунлар» и обвинил писателя в предательстве.

«Они сделали меня «врагом народа», «предателем родины», - говорил друзьям удрученный Отахонов. Хотя те и посоветовали ему не возвращаться на родину из Турции, тоска по дому и близким взяли своё...


Соб. инф.