В Таджикистане, возможно, будет освобождена Зарафо Рахмони, одна из арестованных членов Политсовета ПИВТ

Воскресенье, 27 Марта 2016

Оппозиционные таджикские СМИ, базирующиеся за границей, ссылаясь на «западные источники» сообщили о возможном освобождении 44-летней Зарафо Рахмони, юриста и одной из 13 арестованных активистов запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). По их данным, договоренность об этом будто бы была достигнута между некоей международной организацией и таджикскими властями и освобождение Рахмони произойдет «в связи с ее состоянием здоровья и наличием малолетних детей».

Согласно этим сведениям, вопрос о её освобождении обсуждался в ходе переговоров высокопоставленных западных чиновников и представителей правозащитных организаций с чиновниками правительства Таджикистана.

Известно, что во время последнего визита спецдокладчика ООН по вопросам прав человека Дэвида Кайе в Таджикистан в начале марта, этот вопрос также ставился перед властями республики.

Тем временем, следственные органы Таджикистана утверждают, что ничего не знают о переговорах по поводу возможного освобождения З. Рахмони.

Адвокат Ситора Азизова, назначенная правительством для ее защиты, отвечая 24 марта на вопрос издания «Озодагон» о возможном освобождении Зарафо Рахмони заявила: «Может освободили, а может и нет, я не могу сказать что-то определенное, так как дело секретное». То есть, отказалась что-либо комментировать.

Отметим, что Зарафо Рахмони родилась в Кумсангирском районе нынешней Хатлонской области Таджикистана, имеет четырех детей, младший из которых учится в первом классе. До своего задержания была советником председателя ПИВТ Мухиддина Кабири.

16 сентября 2015 года она была арестована, вместе с 12 другими членами правления ПИВТ, после того как власти обвинили руководство исламской партии в причастности к мятежу генерала Абдулхалима Назарзоды. 29 сентября суд признал ПИВТ террористической и экстремистской, и запретил ее деятельность в Таджикистане.

С момента ареста З.Рахмони содержится в СИЗО ГКНБ РТ в Душанбе. Ей было предъявлено обвинение по двум статьям УК – «Участие в преступном сообществе» и «Разжигание национальной, расовой, местнической и религиозной розни».

Процесс над руководителями ПИВТ начался 9 февраля и проходит в духе печально известных сталинских процессов над «врагами народа» – в закрытом режиме и в обстановке полной секретности. Родственники подсудимых на него не допускаются, их предупредили о серьезных последствиях в случае, если они попытаются предать гласности какие-либо сведения, ставшие им известным во время этого «суда».

Адвокатов членов политсовета ПИВТ арестовали еще до начала процесса, попытка ввести в процесс группу международных адвокатов не увенчалось успехом, а назначенные правительством таджикские адвокаты, участвующие в судебных заседаниях, не общаются с родственниками подсудимых.

ПИВТ пользовалась большим влиянием в стране – во время гражданской войны, начавшейся в 1992 году, ее тогдашний глава Саид Абдулло Нури руководил силами Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), а в 1997 году подписал с президентом Эмомали Рахмоновым «Общее соглашение о мире в Таджикистане», положившее конец войне, а позже возглавил комиссию по национальному примирению, которая была распущена в 2000 году, как выполнившая свою задачу.

В соответствии с мирным соглашением ОТО получила 30-процентную квоту в правительстве и в других органах власти, включая силовые структуры. Однако уже в «нулевых» годах исламская партия обвиняла руководство страны в том, что она «выдавливает» бывших командиров боевиков с министерских постов. ПИВТ также негативно восприняла факт избрания Эмомали Рахмона на третий президентский срок.

Гонения на неё начались после парламентских выборов 2010 года, когда она набрала, по некоторым оценкам, 60 процентов голосов. Итоги выборов были сфальсифицированы властями, в результате чего ПИВТ получила всего 8,2 процента мест в парламенте.

Запрет деятельности ПИВТ в сентябре 2015 года и арест ее руководителей позволили Эмомали Рахмону 25 декабря подписать закон, объявляющий его пожизненным Лидером нации. А 22 января 2016 года депутаты Нижней палаты таджикского парламента одобрили законопроект о внесении поправок в Конституцию страны, дающие возможность Лидеру нации баллотироваться на президентский пост неограниченное количество раз.


Соб. инф.