Как 70-летие победы отметили в Узбекистане

Воскресенье, 17 Мая 2015

Состоявшиеся в Ташкенте торжества в честь победы по своему размаху и близко не приближались к тем, что проходили в Москве. Если в России это был грандиозный праздник, куда съехались многие мировые лидеры и главы стран СНГ, то в узбекской столице традиционно обошлись шествием то ли двух, то ли трех взводов на Волгоградском мемориальном кладбище. Печально, но скорее всего это был последний юбилей, на котором можно было увидеть еще живых ветеранов войны.

Парад в Той-Тепе

Подготовка к празднику началась едва ли не за неделю. Во всей республике скоблили и драили многочисленные памятники Скорбящей матери. В Алмалыке даже покрасили в зеленый цвет засохшие ветви хвойных деревьев. В общем, готовились основательно.

Сам праздник, согласно заведенному порядку, в разных городах Узбекистана отмечали в разные дни. Где-то седьмого мая, где-то восьмого, а в Ташкенте, как всегда, девятого. Таковы указания властей, но чем они вызваны, никто не имеет ни малейшего понятия.

Рахим Ильясов и Зайниддин Хосилбоев

Рахим Ильясов и Зайниддин Хосилбоев

В Той-Тепе, городе в двадцати километрах к югу от Ташкента, торжества, включая марш ветеранов, состоялись восьмого мая. Немногие участники войны и городское начальство собрались перед зданием администрации, в сотне метров от памятника солдатам Великой Отечественной. Вернее, от бывшего памятника: пару лет назад фигуры трех советских солдат снесли, оставив лишь статую провожающей их на фронт женщины.

По периметру маршрута готовящегося шествия были расставлены учащиеся колледжа, прижимавшие правую руку к сердцу. Стояли они так под жарким солнцем уже, наверное, с час, а то и больше – живые декорации. «Ну, как ты?» - поинтересовалась одна из них у подруги. «Да вот стою, кайфую», - не отрывая руку от сердца поведала та.

Парад ветеранов, Той-Тепа, 9 мая 2015

Парад ветеранов, Той-Тепа, 9 мая 2015

Я достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Тут же ко подошел человек и стал допытываться, зачем я снимаю и кто разрешил. «От какой вы организации? Удостоверение есть?» «А вы-то сами кто?» «Я из хокимията, отдела по благоустройству, моя фамилия Олимов».

Разгорелся спор. Олимов утверждал, что съемку надо было согласовать заранее, пойти в хокимият и попросить разрешения. Я возражал, что никакого особого разрешения для этого не нужно. Олимов пошел и позвал милицию (выполнил функцию стукача).

После бессмысленного препирательства с двумя стражами порядка, мне пришлось последовать за ними.

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

Милицейское руководство, стоявшее возле хокимията, выразило крайнее удивление присутствием незнакомого человека с фотоаппаратом и тоже потребовало предъявить документы. «Мы же должны знать, кто вы». «А зачем вам знать – правонарушений я не совершал». «А вдруг вы террорист?..». «Но в Ташкенте я постоянно снимаю, и никто ничего не требует...».

«Тут не Ташкент!..» - сурово прервал меня начальник той-тепинской милиции.

Затем он расправил плечи и с презрительным видом перешел на «ты». (Существует необъяснимое природное правило - чем ниже начальник ростом, тем он говнистей.)

«Ты кто такой? Документы есть?»

Как назло, ксерокопию паспорта я оставил дома. Но постоянно таскать её с собой я и не обязан: официально паспортного режима у нас нет.

В итоге «сопровождающие» повели меня через дорогу, где стояла милицейская машина. Там они стали с кем-то связываться по телефону, выясняя, зарегистрирован ли я по такому-то адресу. Видимо, им ответили утвердительно, поскольку в этот момент заиграла музыка, начался парад, и они разрешили его снимать. Больше до меня не докапывались.

Возложение цветов, Той-Тепа, 9 мая 2015

Возложение цветов, Той-Тепа, 9 мая 2015

Праздничное шествие возглавляли трое военных, которые, высоко вышагивая, несли венок. За ними шеренгой следовали руководители города и милиции. Потом шли участники войны и поддерживавшие их молодые люди. Возле памятника старики уселись на приготовленные скамейки, состоялось возложение цветов.

«Сколько ветеранов сейчас живет в Той-Тепе?» - спросил я одного из них. «Двадцать», - ответил он.

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

По окончании торжественной части и долгих речей чиновников, вполне уместных – назывались погибшие герои, перечислялись их подвиги, – состоялся праздничный обед для бывших солдат. В общем-то, всё было неплохо организовано, примерно так, как и должно было бы быть (даже в Ташкенте нет шествия ветеранов, а в Той-Тепе есть).

По дороге я разговорился с бывшим военкомом этого города. «Раньше из Ташкента все время приезжали, снимали праздник, по телевидению показывали, - рассказал он. - Но вот уже двадцать с лишним лет никто сюда не приезжал. И вот вы приехали…».

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

В других городах

В тот же день праздник отметили в большинстве городов Узбекистана. В махаллях и в микрорайонах для ветеранов были накрыты столы, звучали поздравления, музыка, речи, им вручались подарки.

Повсюду можно было увидеть новоизобретенный символ Победы - оранжево-черные ленточки, они же георгиевские и гвардейские. Их прикрепляли к груди, повязывали на запястья, вешали в машинах и на антеннах. Множество автомобилей было украшено наклейками с орденом Отечественной Войны, а некоторые и грозной надписью «На Берлин!».

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

«Видите, гаишники остановили машину? – спросил восьмого мая подвозивший меня таксист. – Это потому что у него на антенне ленточка. Такие вешать нельзя - мы теперь независимая страна».

По его словам, гаишники заставляют снимать наклейки со звездами и разными надписями. А контору по выпуску этой продукции уже закрыли.

На мой взгляд, он сильно преувеличивал. Я стал искать глазами подобные наклейки и убедился, что в одном только Ташкенте с ними были сотни, если не тысячи машин, и они совершенно свободно курсировали по улицам узбекской столицы. Причем, их налепливали не только местные русские, но представители всех живущих в Узбекистане народов, очевидно, выражая солидарность с общей победой, со своими дедами, подчеркивая, что они не забывают об их вкладе в победу над врагом.

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

Город Той-Тепа, 9 мая 2015

Что касается празднования в других городах, то, например, в Андижане, по словам оказавшегося там фотографа Тимура Карпова, девятого мая тоже прошел небольшой парад, однако простых горожан на него не допустили.

«Там был военный оркестр, сидели пузатые чиновники, люди в штатском, - рассказал он. – На автобусе привезли ветеранов. Потом они отбыли на обед в какую-то чайхану. Всех остальных не подпускали к этому месту метров за пятьсот».

А в Ангрене, помимо официальных церемоний, люди принесли и возложили несколько букетов на место недавно снесенного памятника солдатам ВОВ.

Ташкент, 8 мая 2015

Ташкент, 8 мая 2015

Как праздновали в Ташкенте

Обычно празднества в Ташкенте проходят в следующем порядке. Часов в 9-10 утра к памятнику Скорбящей матери на площади Памяти (это часть площади Независимости, где расположен мемориал) возлагает цветы президент Каримов. Поэтому на полкилометра вокруг все улицы перекрываются и к площади никого не пропускают, а транспортные потоки перенаправляются в объезд («Если рядом воробей, мы готовим пушку…»).

Потом он уезжает, и к монументу прибывают представители иностранных посольств, несущие цветы и венки единой толпой. После этого допускаются простые смертные.

Дипломаты же отправляются к комплексу Боевой славы на Волгоградском мемориальном кладбище (в народе его называют «Братские могилы»). Там, кстати, расположен первый в Ташкенте памятник Скорбящей матери, установленный еще в 1975 году. К этому времени на территории мемориального комплекса собирается несколько тысяч человек – гораздо больше, чем на площади Независимости.

По окончании церемонии дипломаты, наконец, отбывают, и приближаться к вечному огню позволяется узбекским подданным. Свои венки приносят и воины-афганцы. Вслед за этим военный оркестр исполняет различные марши и мелодии, а завершается празднование парад с участием двух-трех взводов.

Ташкент, площадь Памяти, 9 мая 2015

Ташкент, площадь Памяти, 9 мая 2015

Но в этот раз всё было по-другому. Каримов вовремя не прибыл, поскольку восьмого мая находился в Москве, на посвященной юбилею победы встрече президентов стран СНГ, и это сдвинуло заведенный ритуал в сторону большей свободы. Например, - невиданное дело, - уже в девять утра можно было свободно приблизиться к памятнику на площади Независимости и даже запечатлеть себя и своих близких на его фоне.

По обочинам ведущих к этому мемориалу дорожек, выстроившись в цепочки, стояли молодые люди в костюмах – студенты–аграрии и востоковеды (кузница кадров для соответствующих организаций). У каждого на лацкане пиджака красовался бантик из трех цветов узбекского флага. Такие бантики они прикалывали на грудь всем желающим. Видимо, это была попытка покончить с засильем оранжево-черных ленточек.

Дипломатов тоже не было – по статусу им положено воздавать долг памяти после президента, а он отсутствовал и никто не мог сказать, когда он появится. Поэтому традиционный парад на Волгоградском состоялся без них.

Ташкент, площадь Памяти, 9 мая 2015

Ташкент, площадь Памяти, 9 мая 2015

Как обычно, на «Братских могилах» было многолюдно. Столько славян, одновременно собравшихся в одном месте, я вообще вижу только здесь, да еще во время родительского дня на кладбищах. Естественно, присутствовало и множество узбеков, татар, корейцев, армян и т.д.

Самих ветеранов пришло совсем мало - несколько человек. В отличие от той же Той-Тепы, специально их сюда не доставляли, а добираться своим ходом большинству из них уже не по силам. Присутствующие постоянно их поздравляли и выражали им свою благодарность.

Ташкент, мемориал Боевой славы на Волгоградском кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, мемориал Боевой славы на Волгоградском кладбище, 9 мая 2015

В основном люди приходили с детьми, попутно объясняя им суть праздника. Мне запомнилось редкое имя, когда я обернулся на чей-то недовольный возглас: «Рамзес, ты что, устал?» И увидел хмурившегося мальчика лет восьми, вероятно, из татарской семьи.

Некоторые подготовились к своему «выходу» на Волгоградский мемориал как к «дембелю» в Советской Армии. Где-то добыли майки с вождями и основателями единственно верного учения, красные флаги. Уточню, что ни того, ни другого в Узбекистане в свободной продаже не имеется. Конечно, это было вызвано тщеславным желанием привлечь к себе внимание, покрасоваться на публике.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

И взрослые, и дети постоянно фотографировались возле советских военных памятников. Тем более что в другие дни это сделать уже невозможно: недавно Волгоградский мемориал был обнесен решеткой и закрыт на замок. Официальное объяснение: для сохранения от вандализма. Действительно, охотникам за цветным металлом здесь было бы чем поживиться – звезды, барельефы, памятники из металла. Оборотной стороной этого стало то, что теперь тут так просто уже не погуляешь.

Атмосфера праздника царила во всем городе. Оранжево-черные ленточки нацепили даже продавщицы ташкентских супермаркетов (понятно, что к событиям в Украине это отношения не имело), а из динамиков звучали «Катюша» и «Смуглянка» - песни, которые в другое время в Узбекистане не исполняются. А еще в столице прошел традиционный автопробег, в котором, по данным СМИ, приняли участие более четырехсот человек.

Таким образом, нынешнее празднование было одним из самых свободных за последние годы – возможно, потому что Каримов был в Москве, и не успел ничего запретить.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Возвращение президента

В тот день он все-таки вернулся и в 14.30 прибыл на площадь Памяти. Народ, естественно, «попросили» удалиться. Надо сказать, что сначала участвовать во встрече в Москве глава Узбекистана не собирался, но затем Путин сделал ему предложение, от которого нельзя отказаться. Впрочем, на самом на параде в Москве он все-таки не был.

Возложив цветы, президент произнес речь, в которой почти дословно повторил то, что он говорит по этому поводу каждый год.

«Сам факт, что из проживавших в то время в Узбекистане около 6,5 миллиона человек более 1,5 миллиона участвовали в войне, свидетельствует о том, что практически четвертая часть нашего населения сражалась против фашизма. …Если учесть, что погибло около 500 тысяч наших соотечественников, тысячи пропали без вести, многие вернулись искалеченными, то нетрудно представить, какую цену пришлось заплатить узбекскому народу в этой войне», - сказал Ислам Каримов.

Приведенную им цифру в полмиллиона я оставлю без комментария – еще недавно количество погибших узбеков оценивалось в 117.900. Это, правда, без учета пропавших без вести и без учета жителей республики других национальностей. В 2002 году число погибших узбекистанцев определялось уже в 263.055 человек и 132.670 пропавших без вести. В любом случае очевидно, что здесь необходимо серьезное исследование.

Ислам Каримов и ветераны

Ислам Каримов и ветераны

После отбытия президента на площадь вновь потянулись люди и к вечеру буквально завалили цветами подножие «Скорбящей матери». А вечером в Ташкенте состоялся фейерверк.

Замена смысла

Официальное отношение к этому празднику в Узбекистане определяется отношением самого президента Каримова, который для внешней аудитории, как правило, делает одни заявления, а для внутренней другие, едва ли не противоположной направленности.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

День победы, по его предложению в 1998 году был переименован в День памяти и почестей. Совершенно не являясь сторонником Каримова, отмечу, что это одно из его немногих правильных решений.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Дело в том, что если разобраться, то выяснится, что праздновать-то, в общем, нечего. Благодаря беспредельной подлости большевистского режима, солдат под угрозой расстрела с одними винтовками гнали на железобетонные доты и минные поля, и фашисты расстреливали их как в тире, огромными массами. Недаром соотношение убитых до сих пор засекречено. «Еще одна такая победа, и я останусь без армии», - когда-то горько заметил царь Пирр, с небольшим перевесом выигравший битву с римлянами.

В советское время говорить об этом было нельзя, да и позже, при режимах-последышах. И лишь с распространением интернета, стало возможно сказать правду, а именно – что Сталин со товарищи помогли нацистам уничтожить огромное количество советских солдат и офицеров. Для сравнения: потери американцев во Второй Мировой войне (не забываем, что они разгромили вооруженную до зубов Японию) – менее 500 тысяч человек; американский офицер, попытавшийся отправить своих солдат на смерть, – например, послать их в наступление по минному полю, немедленно был бы предан суду.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Словом, переименование праздника было справедливым. Однако произошло оно совсем по другой причине.

Поскольку Ислам Каримов тщится войти в историю страны в качестве ее отца-основателя, то узбекские СМИ все время подчеркивают, как плохо узбекистанцам было раньше, и как хорошо им стало теперь. Так вот, с подачи Каримова они уже лет двадцать твердят, что «Узбекистан участвовал во Второй мировой войне на стороне Советского Союза», причем около полумиллиона его солдат погибли (потери, сравнимые с американскими).

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

«Они (работники каримовского агитпропа – AsiaTerra) если не прямо, то пока исподволь представляют все так, что это была «ненужная узбекам война», которую вела метрополия ненавистной колониальной империи и что если узбеки и участвовали в ней, то, борясь за свою независимость, а вовсе не за общее с другими народами СССР Отечество, - высказался по этому поводу уфимский журналист Рустем Вахитов.

«Очевидно, такая трактовка участия Узбекистана в Великой Отечественной войне фактически уравнивает ветеранов, воевавших в составе Красной Армии, с ветеранами дивизии Ваффен-СС «Новый Туркестан», ведь и их можно представить (и националистические идеологи уже представляют) как «борцов за свободу и независимость». Поэтому День Победы в Узбекистане – нелюбимый властями праздник».

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Можно по-разному относиться к подобному толкованию смысла войны, но оно есть, и изменение названия и смысла праздника определяется в соответствии с ним. Конечно, во всеуслышание об этом не заявляется, чтобы не портить отношения с Россией, где Вторая Мировая еще не была переосмыслена и не получила официальной переоценки.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Привычное название войны тоже претерпело метаморфозу: в Узбекистане она именуется «Второй мировой войной 1941-1945 годов», хотя, как всем известно, Вторая Мировая началась в 1939-м. Вот, например, отрывок из недавнего указа Ислама Каримова: «В связи с […] празднованием 70-й годовщины Победы над фашизмом во Второй мировой войне 1941-1945 годов…». Это делается, чтобы избежать названия, напоминающего, что еще недавно Узбекистан и Россия входили в состав одного государства.

Впрочем, так происходит не всегда. То сам Каримов вдруг назовет войну «запрещенным» именем, то узбекским ветеранам вручат единую для ветеранов стран СНГ памятную медаль, и ее название - «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - отразится в президентском указе. Но это бывает нечасто.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Замена символов

Под негласный запрет в Узбекистане попало практически всё, что напоминало об общей жизни в СССР: знаки отличия, изображения и даже упоминания о совместной борьбе с нацизмом. Например, в учебниках истории для школ и колледжей повествование о Второй Мировой сократилось до нескольких абзацев.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Отход от советской символики выразился и в том, что пятиконечные звезды по пожеланию Каримова были заменены восьмиконечными – и на погонах современных узбекских военнослужащих, и на воинских мемориалах, и даже на некоторых монументах посвященных солдатам Великой Отечественной.

С середины 1990-х в Узбекистане запрещено показывать по телевидению участников войны с советскими наградами или публиковать их фотографии в местной прессе. На кадрах или фотографиях, где эти ордена и медали все-таки присутствовали, их специально «замазывали» на компьютере, стирая или добиваясь неразличимости, превращая в некие абстракции. (Исключение сделано лишь к нынешнему юбилею победы.)

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Памятники солдатам потихоньку сносятся (об этом здесь, здесь, здесь и здесь) и заменяются статуями Скорбящей матери, идейным творцом которой считается сам Каримов.

И сегодня по всей республике Скорбящие матери горюют перед восьмиконечными звездами, из середины которых должны были бы вырываться языки вечных огней, но не вырываются – газа жалко. Из этого ряда выпадает только площадь Независимости в Ташкенте, своего рода витрина страны, здесь огонь действительно вечный. А так обычно газ включают за несколько дней до праздника, потом опять выключают.

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Ташкент, Волгоградское мемориальное кладбище, 9 мая 2015

Добавлю, что подвиги самих участников войны по указанию президента замалчиваются, а названные в их честь районы, улицы и школы неукоснительно переименовываются. Это происходит без какого-либо объяснения причин.

Правда, солдатам, дожившим до наших дней, воздают демонстративные почести и награждают их деньгами и подарками. В этом году всем дали по 700 тысяч сумов ($155), а также вручили изготовленные в Узбекистане телевизоры и мобильные телефоны. А в соответствии с указом президента Каримова от 13 октября 2014 года «ветеранам войны и трудового фронта предоставлена возможность один раз в году бесплатно пройти курс лечения в санаторно-оздоровительных учреждениях».

26 Ташкент, 9 мая 2015

26 Ташкент, 9 мая 2015

«Родительский день»

Стоит отметить, что в узбекской среде новое значение праздника вполне прижилось. Исполнительные узбеки как по команде стали в этот день посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников. И многие уже не помнят, что при Рано Абдуллаевой, секретаре ЦК КП УзССР по идеологии в 1984-1987 годах, родительским днем считалось 31 марта. До этого мусульмане ходили на кладбища только в период религиозного праздника Курбан Хаит. В то же время русские и другие, невзирая на переименование, продолжают отмечать этот праздник именно как День Победы.

Ну и в заключение: в настоящее время в Узбекистане осталось три с лишним тысячи ветеранов войны. Пять лет назад их было более десяти тысяч.


Алексей Волосевич