Алишер Ильхамов: «Еще один акт Акфа-вандализма?»

Среда, 12 Июня 2019

Озодлик выяснил, что фонтан на площади Мустакиллик ломают по личному указанию Артыкходжаева. Мотив - якобы устарел фонтанный комплекс, хотят заменить на что-то, выглядящее более «современно» («замонавий»), и никто из задействованных строителей не говорит, что планируют восстановить фонтан. Они-то были бы в курсе.

Вот здесь выложен весь текст статьи на русском.

Выделю следующее:

«В департаменте строительства администрации узбекской столицы «Озодлику» сообщили об отсутствии конкретных планов о дальнейшей судьбе фонтана...

Как говорит «Озодлику» глава мастерской по реконструкции ташкентских фонтанов, вначале администрация планировала начать капитальный ремонт большого фонтана, но позже отказалась от этого плана.

«Если они (администрация) решат начать капитальный ремонт фонтана, то я не возьмусь за это дело. Потому что, до сегодняшнего дня этот фонтан работал нормально. Там нужно было всего лишь заменить около двадцати краников из латуни на бронзу. Я думаю, что этот фонтан остался уже в прошлом».

Комплекс фонтанов на площади Ленина в Ташкенте. 1979 г. Автор Ростислав П. Источник Pastvu.com

Комплекс фонтанов на площади Ленина в Ташкенте. 1979 г. Автор Ростислав П. Источник Pastvu.com

Как известно, фонтан этот уже стал достопримечательностью Ташкента, частью его идентичности. Сейчас с этой идентичностью бесцеремонно обращается новоявленный харып в смокинге (бытующее в Узбекистане презрительное наименование темного, недалекого, но наглого и нахрапистого человека – ред.), имеющий свое представление о современности и навязывающий его городу.

На мой взгляд, фонтан был очень удачной деталью архитектурного комплекса, включающего в себя здания Совета министров, высотки административного корпуса, а также простора всей площади. Фонтан композиционно удачно «соединял» оба здания в единую композицию и к тому же создавал микроклимат вокруг себя. Что-то было в этом комплекса от Оскара Нимейера, особенно от его архитектурной композиции в г. Бразилия на Площади трех властей, прозванной также «Лучезарным городом». Лучезарность, ощущение воздушности и свободного пространства ощущались и на площади Ленина/Мустакиллик. Как помнится, дух захватывало, когда вступал на нее. Как и у Нимейера, здесь удачно сочетались горизонтали и вертикаль. И тот, и другой комплекс уже стали классикой архитектурного модернизма.

Этот комплекс, конечно, подпортили затем реконструкцией административной высотки, застеклением обеих зданий, отчего пропала игра белого и лазурного цветов (а это добавляло воздушности всему комплексу), памятниками Ленина, мустакилликского пузыря и т.д. Но контуры комплекса оставались прежними. Теперь его, этот контур похоже начнут уродовать дальше.

От этого вандала, конечно, еще многого чего можно ожидать. Он как змей-искуситель, который явился из преисподней или неизвестно откуда, чтобы наложить свою харыпскую печать на облик города.

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровения Иоанна Богослова, 12:9).

Хотя его точнее было бы назвать змеем-искусателем. Искусал он уже достаточно тело и душу города, и покусает еще не мало. Такая, видать, карма у Ташкента.

P.S. Кстати, о том, что такое быть современным. У него и его окружения видать довольно искаженные представления об этом. Было бы очень современным, если бы власти заранее объявляли о своих планах, особенно если это касается реконструкции культовых мест и идентичности города, выслушивать мнения экспертов, давать подробные разъяснения, а потом действовать. Эти же принимают решения, ставят всех перед фактом, с потом задним числом придумывают объяснения, чтобы успокоить общественность.


Алишер Ильхамов, социолог, ассоциированный научный сотрудник лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS)